Сплав леса по реке

Сплав леса по реке – экономически выгодная, а порою единственно возможная, транспортировка древесины по воде к месту ее обработки и использования.

Сплав леса

Процесс перемещения древесины по воде осуществляется благодаря ее плавучести и течению воды. При такой транспортировке затрачивается меньше сил, чем при использовании других видов перевозки леса.

В СССР сплавлялось до 120 млн. м3 древесины ежегодно. Сейчас эти объемы значительно сократились.

Виды сплавов

Существует 3 основных вида сплава леса по реке.

  1. Молевой. Срубленные зимой стволы при наступлении паводка сталкиваются в воду и плывут по течению к месту задержания – запани (Фото 1).
  2. Плотовой. Все стволы увязываются в пучки, а затем из них образуют плоты. Эти плоты либо привязывают к специальным судам-тягачам, либо их направляют по течению плотогоны (Фото 2).
  3. Кошельный. Осуществляется на небольшие расстояния суднами. Несвязанные бревна помещают в специальные плавучие ограждения – кошели.

Четвертый вид транспортировки леса по воде – внутри судов, но он не экономичный.

Фото 1. Запани для молевого сплава леса.

Фото 2. Плотовой сплав леса

Вред сплава леса по реке

При молевом сплаве леса часть намокших стволов тонет. Скапливаясь на дне реки, древесина захламляет дно реки, мешая судоходству. Она начинает гнить, отравляя воду. При активном лесосплаве нарушается речная фауна и флора, т.к. выдираются растения со дна, образуется муть при проходе леса, гибнут беспозвоночные и рыба. Кроме того, утонувшие стволы не поступают в производство, что ведет к экономическим потерям.